Подача иска в защите прав потребителей

Когда нарушаются права потребителей, то возможно применение соответствующего Федерального Закона, а именно – 17-й его статьи, в которой указывается, что правовая защита потребителей осуществляется в суде. Также можно воспользоваться Гражданским кодексом (ст.ст. 11, 15, 151, 483, 492-493, 503) и Гражданским процессуальным кодексом (ст.ст. 23, 28, 29, 131-132).

Как подать исковое заявление

В Законе о ЗПП прямо не указывается на необходимость досудебного урегулирования споров о нарушении потребительских прав. Но, поскольку чаще всего такие споры возникают по поводу возврата или обмена товаров, стоит обратиться к ст. 483 Гражданского кодекса, согласно которой продавец получает право отказать покупателю, если последний не известил первого о каких-либо несоответствиях в отношении покупки. В то же время продавец теряет это право, если ему было известно (или должно было быть известно) о том, что проданный товар имеет какие-либо недостатки, и он не сообщил о них покупателю.

Досудебное урегулирование состоит в том, что покупатель должен известить продавца о намерении вернуть товар, указать причины этого намерения и сформулировать свои требования. Если причины возврата товара и требования покупателя законны, продавец должен удовлетворить их. В обратном же случае покупатель может подавать иск о защите прав потребителей.

Суд, в который подается иск, может находиться в районе нахождения продавца, истца или места, в котором заключался или исполнялся договор. Это указывается в пункте 2 статьи 17 ЗоЗПП, там же сказано, что выбор места подачи иска остается за истцом.

Составление искового заявления о возврате товара

Для того, чтобы написать иск о защите прав потребителей, можно воспользоваться образцом или же руководствоваться Гражданским процессуальным кодексом. В этом законе в ст.ст. 131 и 132 описываются правила составления иска и требования к прилагаемым к нему документам.

Исковое заявление о возврате товара должно содержать:

  • название суда;
  • данные об истце;
  • данные об ответчике;
  • суть иска – каким образом были нарушены права потребителя;
  • обоснования иска (соответствующие статьи ЗоЗПП) и доказательства нарушения этих статей (отказ продавца в удовлетворении требований);
  • стоимость иска, а также суммы, которые взыскиваются в качестве компенсаций и неустоек;
  • информация о ходе досудебного урегулирования конфликта;
  • список прилагаемой документации.

Составление искового заявления о возврате товара

По последнему пункту к иску прикладываются заверенные нотариально (или у судьи) копии всех необходимых документов; во время судебного разбирательства нужно будет предоставить оригиналы. Сюда входят:

  • копии иска о возврате товара – по числу ответчиков и сторонних лиц;
  • бумаги, которые подтверждают обоснования и стоимость иска;
  • бумаги, доказывающие попытки досудебного разбирательства;
  • расчеты сумм, подлежащих взысканию.

Нужно иметь ввиду, что при подаче исковых заявлений о возврате товаров ненадлежащего качества, исковых заявлений о возврате товаров надлежащего качества и других исков в защиту прав потребителей действует статья 17, пункт 3 ЗоЗПП, освобождающая от уплаты госпошлины.