Основные положения и правила при возврате товара

правила при возврате товараКаждый день человек приобретает товары и пользуется услугами, выбирая их по разным признакам: качеству, необходимости, стоимости, соответствию модным тенденциям и так далее. За них потребитель вносит определенные денежные суммы, а его отношения с производителями, продавцами и сервисами регулируются законами и положениями о возврате товара, главные из которых:

  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
  • Правила продажи отдельных видов товаров;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

Согласно этим законам, большая часть приобретенных товаров может быть возвращена продавцу, даже если их качество не вызывает сомнений. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия возврата товара.

Условия, определяющие возможность возвращения товаров

  • Первоочередное условие – товары должны были быть куплены для любых нужд, не связанных с деятельностью предпринимателя.
  • Товар должен относиться к непродовольственной группе.
  • Товары не должны быть включены в списки не подлежащих возврату (если при этом соответствуют требованиям качественности).
  • Если качество товара не вызывает сомнений, недостатков не обнаружено, то необходимо соблюдение дополнительных оснований для возврата:
    • сохранена упаковка;
    • нет признаков использования;
    • сохранены пломбы, ярлыки, если они имелись;
    • с момента приобретения прошло не более 14 дней (если иной срок не устанавливался при договоре с продавцом).
  • Непререкаемое условие для возврата товара – наличие в нем недостатков, то есть товар либо некачественный, либо бракованный.

При выполнении этих условий можно либо обменять товар на аналогичный той же или другой марки (при разнице в стоимости необходим перерасчет), либо вернуть уплаченную за него сумму (наличными или переводом, в течение 10 дней; иначе продавец обязан доплатить еще и пеню).

Процедура возврата товара

основные положенияОсновным документом, на основании которого производится возврат товара, является товарно-кассовый чек. Но даже в случае его утери можно использовать показания свидетелей, и продавец не имеет права отказаться принять товар на основании отсутствия чека или другого платежного документа.

Также большинство продавцов при возврате товара требуют удостоверение личности: паспорт, загранпаспорт или военный билет принимаются всеми, а вот студенческий билет, водительские права, различные специальные удостоверения могут не подойти.

Возврат товара может оформляться документально. В этом случае и продавцом, и покупателем подписывается акт о возврате или накладная, содержащие сведения о полном названии продавца, ФИО покупателя, названии товара, дате приобретения (заключения договора) и необходимой для возврата сумме.

Допускается возврат товара и получение средств за него третьим лицом, при этом на него должна быть оформлена соответствующая доверенность. Чаще всего такой подход практикуется организациями: оформляется доверенность на одного из сотрудников, и он возвращает не подошедший или бракованный товар.

Помимо законных оснований для возврата товара, между продавцом и покупателем может быть заключено дополнительное соглашение. В нем могут перечисляться самые разные условия, начиная от сроков продажи и заканчивая разнообразными особенными обстоятельствами. Часто такой подход практикуется юридическими лицами, но встречается и среди граждан.

Знание и понимание нормативно-правовых документов о возврате товаров продавцами и покупателями способно значительно сократить затраты и времени, и средств на решение подобных вопросов.