Обмен товара

Рано или поздно каждый покупатель сталкивается с необходимостью заменить сделанную покупку. Сделать это позволяет Закон о защите прав потребителей, определяющий условия, правила и последствия обмена как некачественных, так и качественных товаров.

Нужно учитывать, что правила обмена и возврата товара подразумевают исключительно индивидуальное или бытовое их использование, никак не связанное с предпринимательской деятельностью. А продавцом может быть индивидуальный предприниматель, магазин или организация, которая занимается розничной торговлей. Претензии по замене товара могут предъявляться как продавцу, так и производителю. И необходимо иметь доказательства приобретения продукции – лучше всего хранить кассовый чек, но, если он утерян, можно использовать любые другие документы – руководства, инструкции, даже упаковку, – или показания свидетелей.

Обмен некачественного товара

Обмен некачественного товара

Покупку ненадлежащего качества можно обменять на всем протяжении гарантийного периода или срока годности. Если подобных временных рамок на покупку не установлено, то обмен можно произвести в течение двух лет с момента покупки, но в таком случае придется доказывать, что дефект существовал до получения товара покупателем. В сложных случаях проводится товарная экспертиза, определяющая причины появления недостатка.

Для обмена и возврата товара ненадлежащего качества нужно обратиться к продавцу. Варианты предусмотрены следующие.

  • Обмен товара на продукцию той же марки, но качественную.
  • Обмен товара на продукцию другой марки, но с аналогичными свойствами.

Во втором варианте выполняется пересчет стоимости старого и нового товаров, и в зависимости от разницы либо покупатель доплачивает недостающую сумму, либо продавец возвращает сдачу. Стоимость товара определяется на момент осуществления обмена, в случае судебного разбирательства – на день вынесения решения.

Если на момент обращения в магазине нет товара для обмена, покупатель может обождать его поступления в продажу. В таком случае продавец должен будет сразу же сообщить покупателю, что товар поступил в продажу. Лучше всего будет оформить акт обмена товара с указанием полного и точного наименования продавца, покупателя, всех условий и сроков обмена, с проставленной датой и подписями обеих сторон.

Существуют так называемые технически сложные товары – автомобили, бытовая техника, цифровая техника. Их можно обменять либо в течение 15 дней после покупки, либо позже – но с условием. Условие – наличие существенных недостатков, то есть таких, которые либо невозможно, либо очень сложно устранить, либо они появляются снова и снова.

Обмен качественных покупок

В ЗоЗПП определяется право потребителя обменять или вернуть товар надлежащего качества, если он не подошел по определенным Законом же признакам. Например, можно обменять купленную обувь маленького размера на больший. Но покупатель должен соблюдать определенные требования, чтобы осуществить подобный обмен.

Эти правила обмена и возврата товара надлежащего качества следующие:

  • нужно сохранить внешний вид товара, его упаковку (вскрытие допускается), все ярлыки или пломбы;
  • покупка не должна выглядеть использованной;
  • нужно иметь доказательства покупки – чек (наилучший вариант), документы (инструкции, руководства) или же свидетельские показания;
  • с момента покупки должно пройти не более двух недель.

Существуют товары, к которым запрещено применение 25-й статьи (обмен товара) ФЗ о защите прав потребителей. Их список утверждается правительством и, в частности, включает лекарства, средства личной гигиены, белье, носочно-чулочную продукцию, посуду (в том числе и одноразовую) и другие товары.